Коммьют-раннинг. Бежим на работу, но не опаздываем
Как увлеченные любители совмещают тренировки с повседневными делами
Как увлеченные любители совмещают тренировки с повседневными делами
На Западе в моде коммьют-раннинг, когда человек бегает из дома на работу и обратно, а иногда и от встречи к встрече. В России это направление пока не очень развито, но все более дружелюбная к пешеходам инфраструктура больших городов тому уже способствует. Автор этого текста уже многие годы практикует коммьют-раннинг в Москве и в тех российских городах, где бывает в командировках. На примере его опыта и опыта других бегунов, в том числе заграничных, попробуем разобраться, что такое коммьют-раннинг, какие для него нужны условия, экипировка и не несут ли забеги по загазованным городским улицам больше вреда, чем пользы.
Истории коммьют-раннеров
До появления выделенных полос автобусы стояли в пробках. Гарантированно быстро можно было передвигаться только на метро. Но и в столице много районов, куда на подземке не добраться, особенно на западе.
Первые мои рабочие пробежки были как у всех вынужденными, но я сразу заметил, что привычка к такого рода нагрузкам позволяет не потеть при движении в умеренном темпе. Нужно только подбирать более подходящую обувь, чем обычные туфли на твердом каблуке.
Затем был переход на новую работа в офисе, расположенном в 14 километрах от дома. Там есть полноценная раздевалка, шкафы для хранения одежды и душ! Значит в темпе и выборе одежды можно себя уже не ограничивать, а еще не тащить лишний груз в рюкзаке.
Тогда я развернул свой коммьют-раннинг в полную силу. Часто бегал и на работу и обратно.
Тренироваться марафонцам и ультрамарафонцам нужно много: в сезон от 70 — 120 километров в неделю. Где взять на это время многодетному отцу, старающемуся помогать жене по дому?
Однако не всем везет с офисом. Так, ультрамарафонец Владимир Волков, также практикующий коммьют-раннинг, сознается, что именно на работу бегать ему неудобно.
«Там нет душа и места для хранения мокрых вещей в течение дня. А по другим делам: в магазин дальний сгонять, на встречу с кем-то не очень формальную — очень даже удобно, – говорит он. – Иногда бег сильно выручает. К примеру, прошлой зимой, когда после сильных снегопадов я бегом передвигался быстрее, чем на машине, причем на расстояния больше 10 километров».
Обычно, когда говорят о коммьюте, то подразумевают велосипед, а не бег. Движение людей, которые ездят по работе на велосипеде в России уже довольно развито.
Есть среди них и те, кто освоился и в коммьют-раннинге. К примеру, Дмитрий Архангельский.
«Очень часто перемещаюсь по городу именно на велосипеде, когда много встреч и задач в разных точках, – рассказывает Дмитрий. – На велосипеде без особого напряжения можно проезжать 60 – 70 километров в день».
Бегать же на работу и с работы Архангельский стал в рамках челленджа #бегкаждыйдень.
«Получилось 548 беговых дней», – отметил он.
Дмитрий Архангельский: «Однажды слишком сильно задержался на встречах, но так не хотелось прерывать челлендж, что я снял ботинки и пробежал босиком в джинсах по городу до дома пять километров»
Коммьют-раннинг выручает Дмитрия во время подготовки к ультрамарафонским забегам, когда в рамках тренировки нужно преодолеть до 50 – 60 километров за день.
Никаких больших групп коммьют-раннеров в России пока не появилось – это остается увлечением для единиц, хотя есть те, кто пытался найти родственные беговые души.
«Насколько я знаю такого сообщества в стране нет. По крайней мере, я его искала до переезда в Великобританию, но так и не нашла», – подчеркивает Екатерина Преображенская, основательница школы бега Marathonica, которая, возможно, одна из первых в России осознала себя коммьют-раннером, а теперь живет и работает беговым тренером в Лондоне.
«Занялась я коммьют-раннингом раньше, чем узнала, что такое понятие вообще существует, – рассказывает она. – Началось с того, что будучи на отдыхе, мне стало интересно делать тренировки с какой-то дополнительной целью. Могла, к примеру, готовясь к марафону пробежать от Канн до Ниццы, около 34 километров, а к моему финишу туда уже добирался на машине муж с детьми, и мы вместе там дальше проводили время».
Регулярным же занятием такого рода бег стал для Преображенской уже не в Москве, куда она вернулась с того отпуска, а уже после переезда в Лондон.
«Здесь это гораздо удобнее – лучше климат. Здесь люди немного свободнее при выборе одежды. Никто не смотрит на тебя косо, если ты по полдня ходишь по центру города в спортивной одежде», – говорит Екатерина.
В Лондоне она без проблем бегает из дома на работу и обратно.
«Плюсов я нашла намного больше, чем минусов. Главный плюс в том, что тренировка приобретает значение, помимо самого по себе забега, и в целом я не очень люблю кружить по стадиону», – отмечает Преображенская.
Кроме того, она видит, что англичане очень заботятся об окружающей среде и отражается на их поведении, выборе транспорта, отношении к отходам.
Екатерина Преображенская: «Сама идея, что я могу куда-то добраться без загрязнения окружающей среды для меня тоже теперь имеет большое значение»
Прошлой зимой Преображенская даже продала свою машину, которой пользовалась очень редко, чтобы у нее и ее детей не возникало вопроса: «А не поехать ли на автомобиле, раз он все равно стоит под окнами, а на улице непогода или просто не хочется идти пешком?»
Екатерина теперь нередко бегает по делам и с детьми, когда хочется или нужно добраться куда-то побыстрее. Для длительных же поездок использует каршеринг или такси.
«Когда люди не особенно активны, то, добавив в жизнь немного ежедневного бега трусцой или бега с переходом на ходьбу, даже простой ходьбы, они сделают заметный вклад в свое здоровье и физическое развитие», – заключила Преображенская.
Есть, по ее словам, и еще одно интересное психологическое преимущество бега или езды на велосипеде: человек не чувствует, что он дистанцирован от происходящего вокруг и гораздо глубже погружается в атмосферу города.
По этой причине пробежка – замечательное подспорье для туристов, которые хотят оторваться от типичных маршрутов для гостей и почувствовать себя своими там, куда они попали в первый раз.
Но и минусы у коммьют-раннинга тоже есть.
«Летом после пробежки от человека будет неприятно пахнуть, а зимой намокнувшая во время забега одежда не позволяет с комфортом находиться на улице: начинаешь замерзать», – говорит Екатерина.
Она, как и многие англичане, бегает с рюкзаком, в котором лежит сменная одежда и после пробежки полностью переодевается или меняет футболку.
Вообще же проблема с переодеванием, по ее словам, острее стоит в российском климате. Это одна из веских причин, по которой бег на работу в Москве не такое легкое занятие, как в более теплом Лондоне.
В целом же в Великобритании бег стал заменой общественному транспорту для четверти миллиона из 11 миллионов бегунов.
Продвижением коммьют-раннинга, по словам Преображенской, занимается англичанин Скотт Кейн, основавший компанию в соцсетях под хэштегом #runsome. Екатерина стала одним из амбассадоров этого движения. Таким, как она присваивают почетный титул бегового мэра города, в котором они живут, или района, если речь о Лондоне. Преображенскую, в качестве исключения, объявили «беговым мэром Москвы».
Читайте также
Кроме коммьют-раннинга Екатерина Преображенская увлечена горным трейлраннингом. В этой статье мы поделились эмоциями участников Спортмастер PRO Trail в Геленджике
Популярен коммьют-раннинг и в США, где, по данным Strava (мобильного приложения, ставшего соцсетью для бегунов по всему миру), только за 2018 год было совершено около трех миллионов пробежек с пометкой «commute», то есть до работы.
Наиболее активное сообщество коммьют-раннеров в американском Вашингтоне. Там на каждого из таких бегунов приходится в среднем по 3,78 «деловых» пробежек в неделю.
Набор городского бегуна
Бегать на работу или деловые встречи налегке удается немногим и далеко не всегда. Часто приходится брать с собой ноутбук, сменную одежду, документы. Если же это забег на десять и более километров, то следует захватить с собой бутылку с водой или изотоником и какой-нибудь протеиновый батончик, углеводный гель, детское фруктовое пюре.
Общий вес снаряжения может составлять около пяти килограммов – это уже заметная нагрузка и важно правильно подобрать рюкзак. Благо, что существует множество беговых моделей.
Беговые рюкзаки отличаются сверхлегким весом и наличием специального отдела для питьевой системы: мягкой фляги с трубкой, которая позволяет утолять жажду, не снимая рюкзака.
Отдельный и сложный вопрос с одеждой, подходящей для такого рода забегов. В идеале, найти такой компромиссный вариант, при котором можно и бежать и работать потом в одном и том же прикиде.
Владимир Волков: «Я не верю, что можно убить двух зайцев, но меня, в зависимости от того места, куда бегу, меняется только один предмет одежды – тайтсы с шортами на более понятные людям спортивные брюки»
По его словам, городские бегуны должны перестать стесняться и лучше прямо говорить, что на встречу вы добрались на своих ногах.
«Реакция на такое у людей, как правило, положительная, а вот человек, который бежит по городу в кэжуал выглядит странно для всех – и для бегунов и для остальных», – отмечает Волков.
Преимущество беговой одежды в том, что она лучше отводит тепло и влагу, но при этом достаточно хорошо защищает от ветра, дождя и холода.
Если выбирать вещи более спокойных, пастельных тонов, то человек в них уже почти не будет выделяться на фоне других офисных работников.
«Подходящие для коммьют-раннинга кроссовки есть и у Asics (Gel-Kayano или Nimbus), и у Hoka (Clifton EDGE или Arahi). Здесь выбор конкретной модели может зависеть от того, что будет лучше сочетаться с вашим образом», – объясняет эксперт Спортмастер-PRO Владимир Кузьмин.
(Варианты одежды для городских бегунов среди того, что есть в Спортмастере, с комментарием от нашего эксперта из магазина PRO добавим, когда появится новая коллекция)
Еще несколько десятилетий назад, человека в коротких спортивных шортах и майке, решившего выбежать со стадиона в город, могли счесть хулиганом, пренебрегающим консервативными общественными нравами.
Так, знаменитые марши физкультурников по Красной площади в Москве после революции 1917 года были знаком того, что страна советов отвергала вековые устои и шла навстречу модерну.
Однако и в 2021 году бегать в шортах по улицам чеченских городов нельзя – остановят и полицейские и обычные пешеходы.
До сих пор, не только в России, но и в других странах, человека в спортивной одежде могут не пустить в ресторан, концертный зал, музей или ночной клуб.
Однако всемирная мода на кроссовки все же пробила брешь в этой консервативности. Сейчас в беговой обуви не зазорно прийти и в Большой театр.
«Эта тема действительно очень интересная и крайне объёмная: тут и интеграция спортивного стиля со стороны опасных молодёжных субкультур и общего тренда на самосовершенствование (ещё с 80-х годов), – рассказывает историк моды Андрей Дмитриев-Радвогин. – Здесь же и попытки современной модной индустрии найти общий знаменатель в одежде, не обостряющий, так сказать, классовую ненависть и дающий все большему количеству людей включиться в тренды, невзирая на контекст места, где они существуют, ну и сам тренд на активность и осознанность в современном мегаполисе!»
Читайте также
В этой статье мы подробно разберем как подобрать беговую одежду, чтобы не замерзнуть и не перегреться во время тренировок, а еще расскажем об особенностях женской и мужской экипировки
Современная урбанистическая повестка, по его словам, так или иначе подталкивает человека к более активному взаимодействию с городом, что в свою очередь приводит к поискам оптимального наряда, отвечающего новым стандартам активного образа жизни.
Андрей Дмитриев-Радвогин: «Спортивный стиль, его элементы становятся неотъемлемой частью даже бизнес-кэжуала. Конечно, есть свои «но» и бесконечное количество нюансов, но главное: спорт и одежда для активного образа жизни - это тренд, накладывающий свой отпечаток практически на все сферы жизни современного человека, и «вопрос совершенного тела» здесь не играет главную роль! В центре всего свобода»
Вредно ли бегать по городу
В Москве за последние годы сформировалась развитая среда для пешеходов, а значит и для бегунов: широкие тротуары из плитки, высаженные вдоль дороги деревья и так далее.
В центре этим перемены особенно ощущаются на Садовом кольце, где раньше жарким летом было практически нечем дышать из-за выхлопных газов и испарений от асфальта.
Аналогичные перемены произошли и в спальных районах, где заваленные строительным мусором пустыри, как в Братеево, например, превратились в ухоженные прогулочные зеленые зоны.
Все это создает отличные условия для развитие коммьют-раннинга. А еще, в отличие от велосипедистов и, в особенности, людей на электроскутерах, бегуны не создают никаких помех и без проблем делят одну дорогу с обычными пешеходами.
Остается надеяться, что стремление местных властей подражать столице, наравне с активным развитием любительского бега в России, приведут к тому, что развитые пешеходные зоны появятся и во многих других городах страны.
Сейчас же тем, кто желает бегать на работу, нужно постараться соизмерять потенциальный вред и пользу от такого занятия. Если регулярно бегать вдоль загазованных автомобильных трасс, то в легкие будет поступать множество вредных веществ, таких как бензапирен, формальдегид, фенол, диоксиды азота и серы, сажа и неорганическая пыль, которая состоит из мелких частиц автомобильных шин, которые попадают в воздух при резком торможении.
Что же говорят сами коммьют-раннеры?
«Не могу сказать, что испытывал трудности во время пробежек по городу из-за загазованности воздуха, – утверждает Дмитрий Архангельский. – Мы же дышим этим воздухом с детства. Но могу сравнить воздух в разных городах, так как бегаю, находясь в командировках. Больше всего люблю сочинский и ялтинский воздух, а еще очень хорошо дышится на набережных Волги, Дона, Оки».
Выходом из положения может стать использование специальных респираторов с фильтрами, разработанных, как пишут их создатели, специально для велосипедистов. Они больше бегунов страдают от качества воздуха, передвигаясь непосредственно по автомобильным дорогам.
Однако к обещаниям производителей таких защитных средств, по словам врача-пульмонолога Батыра Осмонова, нужно относиться с осторожностью.
«Порой эти респираторы оказываются абсолютно бесполезными», – отмечает он.
Осмонов считает, что отказываться от беговых тренировок только из-за загрязненного воздуха нет особого смысла: если человек будет годами ходить по тем улицам, по которым опасается бегать, или стоять в пробках в автомобиле с опущенными окнами, то получит тот же набор вредных элементов.
Батыр Осмонов: «В городе лучше стараться выбирать такие маршруты, где будет больше парков, скверов и хоть какой-либо зелени»
На Тайване провели исследование с участием 14 тысяч человек, которое показало, что у людей с повышенной физической активностью, в том числе у бегунов, риск развития гипертонии ниже, чем у их более пассивных соседей по району с плохой экологией.