Что такое параплан
Устройство для полетов также известно как планер и глайдер
Человечество во все времена стремилось раздвинуть границы возможного, чтобы летать по небу. Для этого придумали много изобретений, а параплан — одно из самых доступных.
История параплана
Парашют и параплан относительно легко спутать — и не просто так. История появления парапланеризма тесно связана с развитием парашютизма. О том, какой путь прошел этот способ путешествия по воздуху, на Спортмастере рассказывали ранее.
Есть несколько точек зрения относительно происхождения параплана. Согласно каноничной версии, представленной Американской ассоциацией парапланеризма и дельтапланеризма, прообраз устройства впервые создал американец Дэвид Бэриш в 1965 году. Он работал на NASA и изучал наиболее эффективные способы приземления капсул.
В процессе исследований Бэриш изобрел новый тип парашюта — Sailwing. Он значительно отличался от господствовавших тогда купольных моделей и внешне, и функционально. Sailwig позволял скользить по небу, а не просто сверхмедленно падать. Бэриш воспользовался этим и в том же году провел испытания, прыгнув с горы Хантер в штате Нью-Йорк. И начал пропагандировать новый вид спорта — парапланеризм.
Правда, большой популярностью новинка не пользовалась, а в 1966 году в NASA отказались от услуг Бэриша. Тогда он сдался, переключил внимание и забыл про парапланеризм: «Это было хобби. Чтобы развивать его, нужно было посвящать этому целый день. А у меня были другие дела», — говорил Бэриш в 2001 году.
По другой версии, первыми парапланеристами были американские десантники. Якобы постоянный подъем самолетов в воздух для тренировок обходился дорого, и солдаты отправлялись на склоны с парашютами наперевес. Но это трудно назвать парапланеризмом, ведь скользить по воздуху на десантном устройстве трудно.
Финальная версия продолжает первую и выглядит справедливо. В те же годы, когда Бэриш изобрел Sailwig, над новым видом парашюта работала Домина Джальберт. В отличие от конкурента, для нее это было дело всей жизни, а не хобби. Поэтому с 1954 по 1964 год она запатентовала несколько разновидностей парашютов, самым успешным из которых стал парафойл — он же «крыло».
Парафойл стал прорывом в мире парашютизма и моментально заменил стандартный купол. А еще нашел неожиданное (на самом деле не совсем) применение. В июне 1978 года французы Жан-Клод Бетан и Андре Бон, используя парафойл, прыгнули со склона горы Пертюизе и проскользили вниз до 1000 метров по прямой.
Полет привлек внимание медиа, люди заговорили о новом спорте. Уже на следующий год Бетан открыл первую в мире школу парапланеризма и стал признанным «отцом» этого вида спорта. На свою настоящую родину — США — параплан вернулся только в середине 1980-х.
Практически сразу же конструкторы начали работать над усовершенствованием парафойла. В 1985 году француз Лоран де Кальберматтен начал производство похожих на современные парапланы моделей. С тех пор совершенствование идет постоянно, а параплан стал сильно отличаться от обычного парашюта.
Чем параплан отличается от дельтаплана
Кроме похожих названий и одинакового назначения — планирования по воздуху — дельтаплан и параплан ничего не объединяет. Конструктивно они устроены по-разному. Параплан – разновидность парашюта, а дельтаплан относится к сверхлегким летательным аппаратам.
У параплана есть ряд преимуществ перед дельтапланом:
меньшие габариты — с собранным парапланом проще перемещаться. Подготовить его к полету тоже легче;
проще управление и обучение — научиться летать на параплане можно всего за несколько занятий из-за понятной механики управления.
Но в некоторых моментах дельтаплан выигрывает у параплана:
безопасность — жесткая конструкция крыла практически исключает аварийные ситуации в воздухе, тогда как «мягкий» параплан на высоких скоростях может свернуться;
аэродинамическое качества – как сверхлегкий летательный аппарат дельтаплан летит дальше и быстрее любого параплана.
Чем параплан отличается от парашюта
Со временем параплан приобрел узнаваемые черты и перестал быть просто «плоским парашютом». Вот список отличий:
крыло — оно гораздо больше и уже, чем у парафойла: для более длительного планирования, а не снижения;
форма — у парафойла она прямоугольная, у параплана — эллипсоидная;
стропы — отличаются в соответствии с требованиями по управляемости у параплана;
подвесная система — парашютист летит стоя, а вот парапланерист сидит. Иногда с комфортом — водой, едой и приборами.
Как проходит полет на параплане
Для начала определяется точка старта — в зависимости от того, будет это возвышенность (холм, склон) или равнинная местность, отличается техника взлета. В случае с возвышенностью достаточно поднять параплан и стартовать. На равнине также предстоит поднять параплан, но для самостоятельного набора высоты потребуется использовать специальную технику разбега и управления устройством.
Вне зависимости от точки старта дальнейший полет проходит с упором на термические или динамические потоки воздуха — работать с ними нужно осторожно и лучше всего под присмотром инструктора.
Правильно используя потоки воздуха, планировать можно практически бесконечно. Сотни километров — обычное расстояние для парапланеристов, а мировой рекорд — 609 километров! Его установил в 2021 году американец Себастьян Кейруз.
Как и в случае с парашютом, самое сложное в парапланеризме — правильное приземление. Посадка на параплане даже сложнее, потому что больше напоминает самолетную — спортсмену нужно просчитывать глиссаду и подбирать правильную площадку. Парашют, созданный непосредственно для плавного приземления, с этой точки зрения проще.
Выбрать экшн-камеру в каталоге
Соревнования парапланеристов
Парапланеризм — это спорт. И развит он с размахом. Во многих странах есть организации, отвечающие за обучение, лицензирование пилотов и проведение соревнований. В нашей стране тоже есть подобный орган — Объединенная федерация сверхлегкой авиации России.
ОФ СЛА проводит всероссийские соревнования, чемпионат и Кубок России, турниры федеральных округов, физкультурные мероприятия, а также помогает спортсменам попасть на международные соревнования. В 2024 году российские спортсмены выступят в Казахстане и Таджикистане.
У парапланеристов есть свой чемпионат мира — PWC. Его организует Ассоциация чемпионата мира по парапланеризму, базирующаяся во Франции. А одно из самых интересных неофициальных соревнований — Red Bull X-Alpes. По условиям спортсмены должны преодолеть 1200 километров через Альпы — пешком или по воздуху.
В парапланеризме несколько дисциплин. Главная — полет по пересеченной местности, где замеряется как дистанция, так и скорость ее преодоления, и точность итогового приземления. Еще есть аэробатика — исполнение трюков в воздухе на оценку.
Инвентарь парапланериста
Оборудование для полета на параплане стоит дорого, поэтому новички предпочитают аренду. Но для желающих купить все самостоятельно список выглядит так.
Параплан и подвесная система. Самая важная часть инвентаря. Существует много видов — парапланы различаются по размеру, скорости, управляемости и весу. Подвесные системы — по комфорту.
Приборы. Сюда входит все — от компаса до вариометра, акселерометра и системы подачи воды.
Запасной парашют. На случай экстренной ситуации.
Экипировка. Здесь все для безопасности и комфорта — костюмы, ботинки, очки, шлемы.
Где в России полетать на параплане?
Места для полета на параплане называются парадромы. В России их очень много.
Кавказ. Местные горы подарили немало площадок для парапланеристов. Гора Юца возле Пятигорска считается одной из лучших в мире для полетов такого типа. Домбай, Красная Поляна, Анапа, Чегемское ущелье — просто и доступно для туристов.
Алтай. Считается, что здешние вершины подходят только профессионалам. На Алтае организуют российские соревнования по парапланеризму.
Остальная Россия. Современные технологии позволяют стартовать с равнин, так что летать теперь можно практически в каждом крупном городе. Москва, Санкт-Петербург, Псков, Калининград — здесь не просто дают полетать, но и регулярно проводят крупные соревнования.
Парапланеризм — прекрасный вид спорта. Найти одежду, чтобы чувствовать себя в полете комфортнее, можно в онлайн-каталоге Спортмастера.