Человечество во все времена стремилось раздвинуть границы возможного, чтобы летать по небу. Для этого придумали много изобретений, а параплан — одно из самых доступных.

История параплана

Парашют и параплан относительно легко спутать — и не просто так. История появления парапланеризма тесно связана с развитием парашютизма. О том, какой путь прошел этот способ путешествия по воздуху, на Спортмастере рассказывали ранее.

Есть несколько точек зрения относительно происхождения параплана. Согласно каноничной версии, представленной Американской ассоциацией парапланеризма и дельтапланеризма, прообраз устройства впервые создал американец Дэвид Бэриш в 1965 году. Он работал на NASA и изучал наиболее эффективные способы приземления капсул.

В процессе исследований Бэриш изобрел новый тип парашюта — Sailwing. Он значительно отличался от господствовавших тогда купольных моделей и внешне, и функционально. Sailwig позволял скользить по небу, а не просто сверхмедленно падать. Бэриш воспользовался этим и в том же году провел испытания, прыгнув с горы Хантер в штате Нью-Йорк. И начал пропагандировать новый вид спорта — парапланеризм.

Правда, большой популярностью новинка не пользовалась, а в 1966 году в NASA отказались от услуг Бэриша. Тогда он сдался, переключил внимание и забыл про парапланеризм: «Это было хобби. Чтобы развивать его, нужно было посвящать этому целый день. А у меня были другие дела», — говорил Бэриш в 2001 году.

По другой версии, первыми парапланеристами были американские десантники. Якобы постоянный подъем самолетов в воздух для тренировок обходился дорого, и солдаты отправлялись на склоны с парашютами наперевес. Но это трудно назвать парапланеризмом, ведь скользить по воздуху на десантном устройстве трудно.

Финальная версия продолжает первую и выглядит справедливо. В те же годы, когда Бэриш изобрел Sailwig, над новым видом парашюта работала Домина Джальберт. В отличие от конкурента, для нее это было дело всей жизни, а не хобби. Поэтому с 1954 по 1964 год она запатентовала несколько разновидностей парашютов, самым успешным из которых стал парафойл — он же «крыло».

Парафойл стал прорывом в мире парашютизма и моментально заменил стандартный купол. А еще нашел неожиданное (на самом деле не совсем) применение. В июне 1978 года французы Жан-Клод Бетан и Андре Бон, используя парафойл, прыгнули со склона горы Пертюизе и проскользили вниз до 1000 метров по прямой. 

Полет привлек внимание медиа, люди заговорили о новом спорте. Уже на следующий год Бетан открыл первую в мире школу парапланеризма и стал признанным «отцом» этого вида спорта. На свою настоящую родину — США — параплан вернулся только в середине 1980-х.

Практически сразу же конструкторы начали работать над усовершенствованием парафойла. В 1985 году француз Лоран де Кальберматтен начал производство похожих на современные парапланы моделей. С тех пор совершенствование идет постоянно, а параплан стал сильно отличаться от обычного парашюта.

Чем параплан отличается от дельтаплана

Кроме похожих названий и одинакового назначения — планирования по воздуху — дельтаплан и параплан ничего не объединяет. Конструктивно они устроены по-разному. Параплан – разновидность парашюта, а дельтаплан относится к сверхлегким летательным аппаратам.

У параплана есть ряд преимуществ перед дельтапланом: 

  • меньшие габариты — с собранным парапланом проще перемещаться. Подготовить его к полету тоже легче;

  • проще управление и обучение — научиться летать на параплане можно всего за несколько занятий из-за понятной механики управления.

Но в некоторых моментах дельтаплан выигрывает у параплана:

  • безопасность — жесткая конструкция крыла практически исключает аварийные ситуации в воздухе, тогда как «мягкий» параплан на высоких скоростях может свернуться;

  • аэродинамическое качества – как сверхлегкий летательный аппарат дельтаплан летит дальше и быстрее любого параплана. 

Чем параплан отличается от парашюта

Со временем параплан приобрел узнаваемые черты и перестал быть просто «плоским парашютом». Вот список отличий:

  • крыло — оно гораздо больше и уже, чем у парафойла: для более длительного планирования, а не снижения;

  • форма — у парафойла она прямоугольная, у параплана — эллипсоидная;

  • стропы — отличаются в соответствии с требованиями по управляемости у параплана;

  • подвесная система — парашютист летит стоя, а вот парапланерист сидит. Иногда с комфортом — водой, едой и приборами.

Как проходит полет на параплане

Для начала определяется точка старта — в зависимости от того, будет это возвышенность (холм, склон) или равнинная местность, отличается техника взлета. В случае с возвышенностью достаточно поднять параплан и стартовать. На равнине также предстоит поднять параплан, но для самостоятельного набора высоты потребуется использовать специальную технику разбега и управления устройством. 

Вне зависимости от точки старта дальнейший полет проходит с упором на термические или динамические потоки воздуха — работать с ними нужно осторожно и лучше всего под присмотром инструктора. 

Правильно используя потоки воздуха, планировать можно практически бесконечно. Сотни километров — обычное расстояние для парапланеристов, а мировой рекорд — 609 километров! Его установил в 2021 году американец Себастьян Кейруз. 

Как и в случае с парашютом, самое сложное в парапланеризме — правильное приземление. Посадка на параплане даже сложнее, потому что больше напоминает самолетную — спортсмену нужно просчитывать глиссаду и подбирать правильную площадку. Парашют, созданный непосредственно для плавного приземления, с этой точки зрения проще.

Выбрать экшн-камеру в каталоге

Соревнования парапланеристов

Парапланеризм — это спорт. И развит он с размахом. Во многих странах есть организации, отвечающие за обучение, лицензирование пилотов и проведение соревнований. В нашей стране тоже есть подобный орган — Объединенная федерация сверхлегкой авиации России.

ОФ СЛА проводит всероссийские соревнования, чемпионат и Кубок России, турниры федеральных округов, физкультурные мероприятия, а также помогает спортсменам попасть на международные соревнования. В 2024 году российские спортсмены выступят в Казахстане и Таджикистане.

У парапланеристов есть свой чемпионат мира — PWC. Его организует Ассоциация чемпионата мира по парапланеризму, базирующаяся во Франции. А одно из самых интересных неофициальных соревнований — Red Bull X-Alpes. По условиям спортсмены должны преодолеть 1200 километров через Альпы — пешком или по воздуху.

В парапланеризме несколько дисциплин. Главная — полет по пересеченной местности, где замеряется как дистанция, так и скорость ее преодоления, и точность итогового приземления. Еще есть аэробатика — исполнение трюков в воздухе на оценку.

Инвентарь парапланериста

Оборудование для полета на параплане стоит дорого, поэтому новички предпочитают аренду. Но для желающих купить все самостоятельно список выглядит так.

  • Параплан и подвесная система. Самая важная часть инвентаря. Существует много видов — парапланы различаются по размеру, скорости, управляемости и весу. Подвесные системы — по комфорту.

  • Приборы. Сюда входит все — от компаса до вариометра, акселерометра и системы подачи воды.

  • Запасной парашют. На случай экстренной ситуации.

  • Экипировка. Здесь все для безопасности и комфорта — костюмы, ботинки, очки, шлемы.

Где в России полетать на параплане?

Места для полета на параплане называются парадромы. В России их очень много.

  • Кавказ. Местные горы подарили немало площадок для парапланеристов. Гора Юца возле Пятигорска считается одной из лучших в мире для полетов такого типа. Домбай, Красная Поляна, Анапа, Чегемское ущелье — просто и доступно для туристов.

  • Алтай. Считается, что здешние вершины подходят только профессионалам. На Алтае организуют российские соревнования по парапланеризму.

  • Остальная Россия. Современные технологии позволяют стартовать с равнин, так что летать теперь можно практически в каждом крупном городе. Москва, Санкт-Петербург, Псков, Калининград — здесь не просто дают полетать, но и регулярно проводят крупные соревнования.

Парапланеризм — прекрасный вид спорта. Найти одежду, чтобы чувствовать себя в полете комфортнее, можно в онлайн-каталоге Спортмастера.

Экшн-камеры
40 990 ₽
60 489 ₽
-32%
GoPro | Экшн-камера GoPro HERO11 Black Edition CHDHX-111-RW
0
Купить
7 490 ₽
8 239 ₽
-9%
Akaso | Экшн-камера AKASO EK7000. Цвет: черный
0
Купить
43 990 ₽
64 990 ₽
-32%
GoPro | Экшн-камера GoPro HERO12 Black Edition CHDHX-121-CN. Цвет черный
0
Купить
18 590 ₽
20 449 ₽
-9%
Sjcam | Экшн-камера SJCAM SJ11 ACTIVE
0
Купить
7 590 ₽
8 349 ₽
-9%
Sjcam | Экшн-камера SJCAM C100+. Цвет черный.
0
Купить
5 790 ₽
6 369 ₽
-9%
Sjcam | Экшн-камера SJCAM SJ4000 DUAL SCREEN. Цвет черный.
0
Купить
5 590 ₽
6 149 ₽
-9%
Sjcam | Экшн-камера SJCAM SJ4000 AIR. Цвет черный.
0
Купить
9 890 ₽
10 879 ₽
-9%
Sjcam | Экшн-камера SJCAM SJ8 AIR. Цвет черный.
0
Купить
57 905 ₽
62 940 ₽
-8%
GoPro | Экшн камера GoPro HERO12 Black
0
Купить
48 070 ₽
52 250 ₽
-8%
GoPro | Экшн камера GoPro HERO11 Black
0
Купить
3 690 ₽
X-TRY | Цифровая камера X-TRY XTC180 EMR 4K WiFi
0
Купить
3 990 ₽
X-TRY | Цифровая камера X-TRY XTC181 EMR BATTERY 4K WiFi
0
Купить