В этом материале мы рассказываем о древнем боевом искусстве, которое эволюционировало в танец и проникло в культуру сразу нескольких народов и движений.

Двое парней, одетых в белое, ритмично двигаются под музыку. Они не останавливаются ни на секунду, постоянно взмахивая конечностями и закладывая новые кульбиты. В движениях чувствуется легкость, но и животная сила. Оба изучают слабости и сильные стороны друг друга, душевное и физическое состояние. Они терпеливо выжидают момент, чтобы нанести решающий выпад. И даже как-то не сразу понятно: это борьба так похожа на танец, или танец напоминает борьбу.

Родиной капоэйры часто называют Бразилию. Эта страна действительно вложила в культуру борьбы очень многое, но родилась капоэйра на другом континенте. Традиции борьбы принесли через Атлантический океан порабощенные африканцы, чье стремление к свободе прочно укоренилось в культуре народов. Вскоре капоэйра стала частым явлением на плантациях. Так африканцы стремились разорвать узы рабства, как физического (в качестве борьбы), так и духовного (в качестве танца). Именно поэтому на заре существования капоэйра считалась социальным недугом и была официально запрещена уголовным кодексом Бразилии.

Отождествление капоэйры с чем-то незаконным распространялось настолько широко, что слово прочно приклеилось к образам бродяги, бандита и вора. Но это не помешало капоэйристам практиковаться. Они переместились в места, скрытые от посторонних глаз, и замаскировали боевое искусство под форму танца.

Сегодня капоэйра дышит воздухом свободы, а люди занимаются искусством не только в парках и студиях, но и в университетах или профессиональных учреждениях. Ведь с культурной точки зрения она появилась как результат обстоятельств, сопровождавших миграцию людей на новые земли. Не зря говорят, что капоэйра была задумана в Африке и родилась в Бразилии.

История стойкости и выживания

Между XVI и XIX веками Бразилия была португальской колонией, а эта империя активно промышляла рабским трудом. Бизнес по отлову и продаже людей принес португальской короне несметные богатства. Он же привел в Новый Свет огромное количество порабощенных африканцев. За 300 с небольшим лет в Бразилию переправили около четырех миллионов людей.

Подневольные сопротивлялись в различных формах: вооруженное восстание, отравление хозяев, аборты и побеги. Большая площадь Бразилии давала возможность скрываться людям, находящимся в бегах. Некоторые из них образовали подпольные общины на задворках тропических лесов, независимые деревни, известные как киломбо. Здесь африканцы и их потомки создали автономии, в рамках которых они могли поддерживать различные проявления самобытной культуры. Историки предполагают, что капоэйра возникла в этих общинах как средство защиты, самообороны. 

К середине 1800-х годов Бразилия пережила процесс урбанизации. Население городов росло, но им не хватало адекватного экономического планирования и инфраструктуры, что приводило к росту числа бродяг. Парагвайская война между 1864 и 1870 годами привела в города поток ветеранов и беженцев из разрушенных киломбо. Этих людей привлекала капоэйра не только из-за спортивной составляющей, но и из-за ее мощных средств нападения и защиты для их выживания.

Капоэйра распространилась особенно широко в начале XX века – ей пользовались преступники, телохранители и наемники. Даже некоторые политики практиковали искусство как способ повлиять на избирателей. В это время сильное социальное давление по всей стране постепенно превратило капоэйру в менее агрессивное времяпрепровождение выходного дня. В конце концов капоэйристы стали собираться перед барами, исполняя, казалось бы, безобидный танец под аккомпанемент беримбау (однострунного ударного этнического музыкального инструмента из Бразилии).

Капоэйра – искусство

Притеснение капоэйры значительно ослабло в 1930-е годы. В это время один конкретный местре — или мастер — работал над восстановлением достоинства и исторической перспективы капоэйры своего времени. Местре Бимба родился в 1899 году в Баийи, на северо-западе Бразилии. В 1932 году он стал первым мастером, открывшим официальную школу капоэйры под названием «Лута Регионал». К 1937 году школа получила официальное признание правительства. 

Восприятие изменилось. Местре Бимба разработал дисциплинированный метод обучения и узаконил капоэйру как форму самообороны и атлетической дисциплины. Он разработал стиль под названием «региональная капоэйра», в котором подчеркивалась техничность движений и танцевальная природа. Когда правительство пригласило его выступить перед почетными гостями, Местре Бимба стал первым, кто публично представил капоэйру как официальную культурную практику.

Миграция капоэйры

Успех Местре Бимбы привел к росту числа школ в Баийе. Капоэйра получала все большее общественное признание, а молодые мастера находили лучшие условия для самовыражения. Многие из них покинули Баийю, чтобы преподавать в местах вроде Сан-Пауло и Рио-де-Жанейро, воспользовавшись возможностью развить собственный стиль. Тогда капоэйра отличалась акцентом на чистоту и артикуляцию, первостепенной техникой боя, инновационным, захватывающим визуальным шоу.

1960-е годы стали поворотной декадой для этой традиции. В 1964 году Местре Акордеон создал группу «Фолклорико да Баийя», чтобы распространять капоэйру более организованным и формальным образом. Он и его группа гастролировали по стране, посещали местные школы и завоевали признание на международных конкурсах. 

Вскоре он основал Всемирную ассоциацию капоэйры, чтобы обмениваться опытом на семинарах, в образовательных поездках и публикациях. Был создан кодекс правил для понимания и уважения истории, ритуалов, традиций и философии.

В 1972 году бразильское правительство признало капоэйру официальным видом спорта с официальными правилами и классификацией участников по ступеням. Для капоэйры установили музыкальные ритмы и рекомендации по роли беримбау во время соревнований.

Такой подход не устраивал многих местных жителей. Они были против формализации, которую считали попыткой вырвать искусство из его более органичной, массовой среды. Несмотря на их противодействие, капоэйра уже была вовлечена в огромный процесс адаптации к меняющемуся обществу.

Капоэйра росла, распространяясь в разных частях Бразилии, а вскоре и по всему миру. Она укоренилась в Соединенных Штатах в середине 1970-х годов, когда Местре Джелон Виейра и Местре Жуан Гранде представили  искусство новой аудитории. С тех пор два влиятельных мастера посвятили  жизнь развитию сообщества капоэйристов.

Местре Джелон Виейра помимо гастролей по США и Бразилии, Карибскому бассейну и Европе со своей труппой DanceBrazil, преподавал в сообществах с ограниченными ресурсами и в высших учебных заведениях, таких как Колумбийский университет, Йель, Гарвард и Нью-Йоркский университет. Он уверен – важно погружение учеников не только в технику капоэйры, но и в философию. 

Капоэйра в массовой культуре

Капоэйра с ее пластичностью движений просто не могла не проникнуть в танцевальную культуру. Например, влияние бразильского искусства четко прослеживается в некоторых движениях брейк-данса. Силовые движения и изящество капоэйры ценятся танцорами по всему миру. 

Важное место танцевальное боевое искусство занимает и в кино. Часто в движении главных персонажей боевиков можно разглядеть знакомую всем любителям капоэйры пластику. Женщина-кошка, Джейсон Борн, Блэйд если не сами используют движения, то часто сражаются с противниками, владеющими искусством бразильской борьбы. Но главный проводник капоэйры – персонаж культовой игровой франшизы Tekken Эдди Гордо.

Он впервые появился в третьей части игры. Гордо наиболее известен легкостью в управлении, из-за чего получил огромную популярность у начинающих геймеров. Играя за Эдди можно было вслепую давить на любые кнопки, на что персонаж отвечал разнообразными приемами и, что не менее важно, побеждал даже самых сложных противников. Одним из скрытых персонажей серии Tekken был Тайгер Джексон, владеющий капоэйрой не хуже бразильского мастера. Это как раз было отсылкой к проникновению капоэйры в американскую культуру. 

Капоэйра стала большой частью культуры южной америки, как средство борьбы за жизнь. Спустя десятилетия танец известен во всем мире своей красотой и изяществом. 

В нашем ассортименте представлен огромный выбор удобной повседневной одежды в спортивном стиле. Полистайте наш каталог или заходите в офлайн-магазины Спортмастер и Спортмастер PRO

Экипировка для единоборств Hukk
599 ₽
Hukk | Пояс для кимоно Hukk, 280 см
33
Купить
699 ₽
Hukk | Пояс для кимоно Hukk, 280 см
33
Купить
599 ₽
Hukk | Пояс для кимоно Hukk, 280 см
33
Купить
699 ₽
Hukk | Пояс для кимоно Hukk, 280 см
33
Купить
699 ₽
Hukk | Пояс для кимоно Hukk, 280 см
33
Купить
699 ₽
Hukk | Пояс для кимоно Hukk, 280 см
33
Купить
499 ₽
Hukk | Пояс для кимоно детский Hukk
34
Купить
499 ₽
Hukk | Пояс для кимоно детский Hukk
34
Купить